Миронов: Почему в России нет нормальных дорог

В РФ так мало нормальных дорог, поскольку на их постройке невозможно много украсть, полагает экономист Максим Миронов.

Он рассказал, как именно это мешает прокладке дорог. Если взять стоимость километра дорог в Канаде (климат там сопоставим с российским) и перевести на доллары США, то стоимость 1 км четырехполосной магистрали составит 4.6 млн долларов.

Дороже Крымского моста: Росавтодор задумал построить самую дорогую трассу

Имеется в виду обычная дорога, пролегающая не через горы, а по равнинной местности, какая и есть на большей части территории РФ. На постройке обычных дорог больше 20% украсть проблематично, поскольку асфальт и щебень — это стандартный товар, его цену легко проверить.

В прокладывании обычных дорог нет никаких затруднений. Множество подрядчиков будут готовы это осуществить. Превышение сметы более, чем на 20% от стандартной цены будет очень заметно. Подрядчики, проигравшие конкурс, могут пойти в суд. Также можно стать объектом расследования ФБК Навального.

Если подрядчик хочет украсть 20%, то стоимость четыреполосного автобана будет 5.8 млн долларов за км, из них 1.2 млн долларов подрядчик украдет. Сколько нужно построить дорог, чтобы украсть, скажем, 5 млрд долларов? Нужно построить 4,167 км автобанов. Тогда общая смета стройки (включая 20% воровства) составит 24.16 млрд долларов.

Чтобы утаить в свою пользу, скажем, 5 млрд долларов, нужно на самом деле построить многие километры дорог. Это может растянуться на 4, 5 и более лет, нужно будет искать большое количество субподрядчиков, следить за их работой и так далее.

Делягин: Почему ЦИК отказал в проведении референдума по пенсионной реформе

Парадокс, но постройка стандартных дорог на равнинной местности — весьма сложный способ «украсть деньги, особенно если цель — украсть много денег», отмечает экономист. Намного проще заняться постройкой уникального проекта, например, в горах.

Тогда можно смело присвоить 50% сметы, а на постройку сравнительно небольшого участка можно без труда найти подрядчика. Именно желание присвоить много и без сложностей находится в основе выбора проектов, реализуемых в РФ, отмечает Миронов.

Затем «уникальные» постройки эксплуатируются неэффективно и не приносят и 1/10 доли затраченных на их возведение средств. В пример можно привести дорогу Адлер-Красная Поляна протяженностью 48 км и стоимостью 9.4 млрд долларов. На эту сумму можно было проложить 2,000 км скоростных магистралей.

В бюджете хватает денег, чтобы покрыть всю европейскую территорию РФ скоростными магистралями. Это могло бы положительно повлиять на развитие экономики и повысить благосостояние людей.

Источник: infox.ru