Сергей Алпатов: Для развития отрасли нужно отменить 44-ФЗ!

Невзирая на проблемы, возникшие после регионализации строительного саморегулирования, отраслевые партнёрства продолжают работу. Среди них и Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение Строителей Подземной, Инженерной и Транспортной Инфраструктуры» (СРО А «Подземдорстрой», СРО-С-064-09112009), генеральный директор которой Сергей Алпатов дал большое интервью о проблемах и перспективах подземного строительства в стране. Традиционно мы приводим наиболее интересные, по мнению редакции, фрагменты, а интересующихся отсылаем к полному тексту, который был опубликован на портале Ктостроит.ру.

****

– Сергей Николаевич, в начале июня «Объединение подземных строителей», которое Вы возглавляли много лет, сменило название на «Подземдорстрой». Почему было принято решение о смене названия?

– «Объединение подземных строителей» было создано более 10-ти лет назад для консолидации компаний, осваивающих подземное пространство. К нам входили компании со всех регионов России, занятые на строительстве метро, тоннелей и других объектов подземной инфраструктуры, выполняющие работы методом микротоннелирования и горизонтально-направленного бурения. Изначально перед СРО ставились не только задачи, связанные с системой саморегулирования, но и профессиональные вопросы, актуальные для всей отрасли подземного строительства.

Мы не стремимся наращивать количество членов, делая ставку на надёжность компаний, входящих в наш состав. Для нас важно, чтобы организации давно присутствовали на рынке, дорожили своим именем, квалифицированно выполняли работы. По объёму выполнения госзаказа сегодня мы являемся крупнейшей СРО в Петербурге, поэтому досконально соблюдаем законодательство и дорожим своей репутацией.

Важно отметить, что мы относимся к немногим СРО, которым удалось сохранить свой компенсационный фонд, в том числе благодаря продуманной инвестиционной политике. Мы работаем с государственными банками – ВТБ, «Газпромбанком».

– В строительной отрасли Петербурга и Ленобласти сейчас непростые времена – многие компании находятся в сложном финансовом положении, объём реализуемых работ снижается. Какова ситуация в сфере подземного строительства в России и в Петербурге в частности?

– Ситуация в целом точно такая же. Мы впадаем из одной крайности в другую. Государство борется с коррупцией – был введён 44-ФЗ, который предполагает, что тендер выигрывает компания, предлагающая меньшую стоимость. Однако борьба с коррупцией переросла в борьбу с предприятиями. Сегодня, по существу, государство их губит, потому что работать за те деньги, которые остаются после проведения тендеров, очень трудно, а развивать технологии, покупать оборудование, учить людей и вовсе практически невозможно.

Сейчас все говорят о BIM-технологиях, о переходе на 3D-проектирование. Согласно исследованиям, одно рабочее место для перехода на 3D-проектирование стоит примерно 1 миллион рублей, его нужно откуда-то взять…

Раньше компании имели плановые накопления, которые включались в смету и тратились на обновление оборудования, обучение персонала. Сегодня компании вынуждены браться даже за крайне невыгодные работы, как говорится, работают «в ноль».

– Как можно это проблему решить?

– Отменить 44-ФЗ. Критерий о том, что выигрывает тот, кто предлагают наименьшую цену, дискредитирует проектные организации, которые ответственно походят к своей работе и делают её качественно.

Ведь в любом проекте есть раздел, в котором приводится расчётная стоимость будущего объекта, даётся обоснование этой суммы исходя из предложенных технологий и материалов. Эти предложения исходят обычно от профессиональных институтов, которые наработали определенную репутацию в отрасли. Проект проходит экспертизу, принимается за основу, а дальше в ходе тендера демпингующая компания предлагает цену ниже заложенной в проекте.

Безусловно, снижение цены возможно, но во всём мире оно ограничено – к примеру, всё теми же плановыми накоплениями, которые закладываются в смету. Условно 10 – 15 процентов – это максимум, на который может быть снижена цена.

В итоге 44-ФЗ приводит к нарушениям технологий, заложенных в проекте, и, по сути, ставит под сомнение профессионализм проектных институтов, а также лишает строительные компании перспектив для дальнейшего развития.

– По Вашим наблюдениям, с какими ещё сложностями сейчас сталкиваются компании, работающие по госконтрактам?

– Помимо проблемы, связанной с заниженной стоимостью госконтрактов, есть ещё одна – невозможность оперативной экспертизы. Даже при большой необходимости заменить какие-то технологии, материалы в процессе строительства невозможно – на экспертизу изменений могут уйти годы.

– Сейчас под подземным строительством в Петербурге понимают, прежде всего, возведение станций метро. По Вашему мнению, в каких ещё направлениях может развиваться подземное строительство в городе?

– Во всём мире метро является основой комплексного освоения подземного пространства. Вокруг метро сосредотачиваются все остальные подземные объекты – пересадочные узлы, торговые пространства. Только комплексное освоение подземного пространства и создание комфортных условий проживания людей может привлечь инвесторов, потому что чисто в метро никто вкладываться не будет, это не окупаемый объект, а в торговые площади наши и зарубежные инвесторы готовы вкладываться.

– Не так давно активно обсуждалась идея строительства в Петербурге (в том числе в центре города) подземных парковок. Какие есть перспективы у строительства подземных паркингов, на Ваш взгляд?

– К сожалению, сегодня в градостроительном плане города не предусмотрен раздел, посвящённый развитию подземного пространства. Между тем, во многих зарубежных городах есть мастер-план, в котором расписано назначение всех участков подземных территорий, в том числе, выделены места для подземных парковок. У нас такого плана нет, и, если, к примеру, построить парковку под площадью Восстания, потом там уже нельзя будет построить транспортную развязку. Из-за необдуманного строительства подземных парковок можно поставить крест на будущем очень многих интересных инфраструктурных проектов или сделать их намного дороже, поэтому в подземном строительстве необходимо долгосрочное планирование.

– В России подземное строительство наиболее активно развито в Москве и Санкт-Петербурге. Составляют ли московские компании конкуренцию на петербургском рынке подземного строительства?

– Моя жёсткая и уверенная позиция – в Петербурге в основе своей должны работать городские компании. Первая причина – в подземном строительстве каждый объект уникален, нужно учитывать геологию, гидрогеологию, климат, важна безопасность ведения работ. Нужно иметь опыт работы и проектирования в этих конкретных геологических условиях.

Вторая причина – объёмы подземных работ настолько малы, что их не хватает даже для городских компаний. Город должен создавать рабочие места и поддерживать, прежде всего, те организации, которые платят налоги в городской бюджет.

Наконец, если рабочие приезжают из другого города, то компания вынуждена тратить средства на съём жилья, командировочные, а это повышает себестоимость строительства.

ОТ РЕДАКЦИИ. Такова была позиция Сергея Алпатова по актуальным вопросам строительной отрасли. А как Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования, оцениваете деятельность СРО подземных строителей? И согласны ли Вы с тем, что 44-ФЗ пора отменять?

Источник: zanostroy.ru